В регулярных композициях, объемно-пространственное решение которых подчинено строгой геометрии, наблюдается четкое деление на открытые и закрытые пространства. Открытые пространства оформляются партерами, зелеными коврами, каналами, водными зеркалами, фонтанами. Они проектируются в расчете на одновременное пребывание множества посетителей, решаются в крупном масштабе, противопоставленном камерному масштабу закрытых пространств, рассчитываемых на пребывание в них относительно небольшого числа посетителей и представляющих плотные посадки деревьев и кустарников или рощи — боскеты.
Первостепенной задачей проектирования является восстановление прежнего объемно-пространственного решения, т. е. членение композиции на открытые и закрытые пространства.
Специфической особенностью регулярных объектов является то обстоятельство, что их восстановление дает наибольший эффект тогда, когда оно осуществляется сразу на всей территории с полной заменой старых деревьев на молодые. На практике такой метод применяется редко. Гораздо чаще наблюдается стремление сохранить жизнеспособные существующие деревья. Поскольку регулярные композиции, как правило, симметричны, постольку необходимо, чтобы сохраняемые деревья, вид которых сильно отличается от молодых посадок, были расположены симметрично по отношению к композиционным осям. Поэтому, приступая к работе над проектом, следует выявить особо ценные экземпляры или группы деревьев, которые нужно обязательно сохранить, и, базируясь на них, выбрать композиционный прием включения существующих деревьев в восстанавливаемую картину.
Поскольку все регулярные композиции построены из типичных элементов, повторяющихся в разных вариантах, рассмотрим подробнее основные из тех, что встречаются в классических образцах дворцово-парковых ансамблей.
Партеры
Партер должен восприниматься весь целиком: из окон парадных залов дворца или с более высоко расположенной террасы. Иногда партер размещали на несколько пониженном уровне по отношению к периметральной дорожке. Рисунок партеров не был предназначен для рассматривания с близкого расстояния.
Рабатки бывают четырех типов. К первому относятся рабатки, окружающие без перерыва партер по его периметру. По отношению к плоскости партера они имеют несколько выпуклый профиль, отлогий с обеих сторон, заполняются цветами с включением фигурной стрижки. Рабатки второго типа отличаются тем, что представляют не сплошную полосу, а прерывающуюся, т. е. делятся на участки. Третий тип — рабатки в виде плоской полосы газона, окружающей партер. Иногда на газоне размещается фигурная стрижка. Рабатки четвертого типа представляют полосы, посыпанные песком, украшенные кадочными растениями. От дорожек такие рабатки отделяются бордюрами из буксуса, с противоположной стороны граничат с рисунком партера.
В целях обогащения композиции иногда между кадками размещают фигурную стрижку, придающую рабаткам декоративный вид в период, когда кадочные растения находятся в оранжерее.
Иногда для усиления зеленых стен из кустарников применяется каркас. В классических ансамблях устраивали деревянный каркас в виде решетки. Однако быстро загнивающее дерево требует частого ремонта или замены каркаса. В некоторых случаях каркас необходим только в первое время, пока кустарник не окрепнет. По мере роста кустарника он становится ненужным и не требует возобновления.
Каркасы использовали и для устройства так называемых огибных дорог: с наружной стороны каркаса, перекрывающего дорожку, сажали деревья, ветви которых привязывали к каркасу и подстригали. Со временем образовывался зеленый коридор. Этот прием был широко распространен в русских ансамблях первой четверти XVIII в., в дальнейшем он нашел применение в композиции парков XIX в.
Каркас в виде стенки или павильона-трельяжа часто применялся как самостоятельный декоративный элемент. В русских парках первой четверти XVIII в. рисунок таких каркасов был прост, в конце XVIII — начале XIX вв. он становится более сложным. В XIX в. кроме дерева для каркасов начали применять металл.
В таком боскете наблюдается различное размещение периметральной стены по отношению к дорожке, т.е. она располагается или непосредственно около дорожки, или с отступом от нее. Во втором случае иногда вдоль дорожки размещали рядовые посадки деревьев, стволы которых в перспективе образовывали своеобразную «колоннаду», стриженые кустарники, кадочные растения, скульптуру. Стриженая стена могла быть одно-, двух- или трехярусной. Чтобы периметральная стена имела декоративный вид, деревья внутри боскета нужно сажать с некоторым отступом от стены, чтобы они ее не затеняли.
Необычайно разнообразно решение внутреннего пространства боскетов. Рассмотрим лишь такую садовую деталь, как стрижка. Она может быть низкой по периметру площадки, за которой хорошо читаются стволы и свободные кроны деревьев, высокой, полностью закрывающей стволы и многоярусной. В боскетах применялась и фигурная стрижка в виде аркад, колоннад и более сложных архитектурных форм.
Большой интерес для специалистов представляет устройство фигурной стрижки на Вольерном участке в Павловском парке. Здесь в 1957 г. была сделана рядовая посадка лип на расстоянии 2,9 м. Деревья были выборочно взяты из парка в возрасте примерно 12 лет. Кроны лип подстригли. В 1962 г., когда липы достигли определенного размера, их подстригли, оставив поверху побег-лидер, заложив на нем крону второго яруса. Каждый год наращивали по 5 см крону второго яруса, которую формировали в виде шара. Когда шар слишком разросся, его подстригли несколько меньше проектного диаметра и потом год-два он достигал проектных размеров. Арки в кронах нижнего яруса были вырезаны при помощи шаблона, сделанного из фанеры. К 1972 г. вся композиция имела уже законченный вид. В 1974 г. для придания большей четкости формам арок в них был укреплен каркас.
Боскет типа рощи. Различают два типа таких боскетов:
• кен-конс, т.е. боскет, в котором деревья со сформированными кронами сажаются рядами в шахматном порядке. Боскет может иметь дорожную сеть и площадки для отдыха или представлять собой просто рощу деревьев, воспринимаемых только с окружающих дорожек;
• рощу из свободно расположенных деревьев. Этот прием является, как правило, результатом создания боскета на основе существующего массива деревьев. Такой боскет практически рассчитан на восприятие его только с окружающих дорожек. Примером подобного решения могут служить боскеты в Нижнем парке Петродворца.
Боскеты отличаются не только по принципу композиции, но и по своему назначению: для тихого отдыха, своеобразного развлечения в виде прогулки по лабиринту, для театральных представлений, выращивания плодов и ягод, для хозяйственных целей.
Непременной принадлежностью ансамблей XVII-XVIII вв. были боскеты-лабиринты и открытые зеленые театры, решение которых отличается большим разнообразием.
Открытые зеленые театры были рассчитаны на небольшое число зрителей, примерно от 50 до 600 человек. Размеры их сцен были близки размерам сцен современных небольших зеленых театров и в этом отношении представляют интерес не только для реставраторов, но и для авторов, работающих над вновь создаваемыми объектами.
Сцена представляла собой декоративную композицию, на фоне которой разыгрывались спектакли. Кулисами служили высокие стриженые зеленые стены. Для оформления сцены использовались деревья, скульптура, фигурная стрижка, фонтаны и пр.
Из русских зеленых театров особый интерес представляет театр в подмосковной усадьбе Кусково, автором которого был крепостной архитектор Ф.С. Аргунов. Театр не сохранился, но есть описания, свидетельствующие о том, что на его сцене шли спектакли с 1763 по 1792 г., т.е. на протяжении 30 лет, и что он отличался великолепной акустикой. Театр был построен на насыпном грунте, так как отведенное ему место было заболоченным. Ориентировочный размер двух боскетов, включавших театр, — 40 х 65 м.
Сцена имела размеры 10,5 х 13,5 м, а оркестровая щель — 2 х 10 м и была рассчитана на 20-25 музыкантов. Сцене был придан уклон и сделаны выпуски для воды.